⚜ Моментальный расчет наличными и на карту ⚜                    ⚜ Выдача денег под залог антиквариата ⚜                    ⚜ Выкуп антиквариата в частные коллекции ⚜
г.Москва,
пер. Сивцев Вражек, 24/2
ст.метро Смоленская
Антикварикон
Скупка золота, антиквариата
дорого!
+7 (499)390-51-70
+7 (925)719-32-20
info@antikvarikon.ru
Работаем с 10:00 до 20:00 без выходных

Вы решили оценить икону

Оценка икон АнтиквариконСтаринная икона – предмет, требующий особого отношения. Оценить антикварную икону в Москве довольно сложно. Не по тому, что предложений по оценке нет, а по тому, что получив в свои руки Вашу реликвию, не подготовленный оценщик просто начинает перебирать стандартные признаки, по которым можно выгоднее её перепродать.

Мы коллекционируем иконы на протяжении нескольких десятилетий. Нашими иконами наполнены экспозиции многих отечественных и ряда зарубежных выставок. Мы говорим с иконами, а в ответ они раскрывают нам свои тайны. Вот лишь некоторые тайны, которые открыли нам старинные иконы и которыми мы готовы с Вами поделиться.

Вы нашли икону и не можете, понять старинная она или нет. Старинной, икона становится не от времени, хотя определённо можно сказать, что если она написана более ста лет назад – она уже старинная. Икона – это не просто изображение святого на доске. Во все времена, иконопись вбирала в себя чаяния и надежды людей. В зависимости от времени создания и от иконописца, который всегда учитывал пожелания заказчика, на иконную доску ложился актуальный для того времени и места сюжет, а фигуры его участников выписывались с различной тщательностью.

Сколько могут стоить старинные иконы

Для православного человека любая христианская икона, в том числе и старинная икона бесценна. Но в наше время все имеет свою цену. Не стали исключением и старинные иконы. Их стоимость всегда очень высока, по ряду причин. Как правило, стоимость старинных икон – значение составное. Прежде всего, это уникальность и время обретения этой святыни. Святые иконы, датированные периодом до XVIII столетия, имеют более высокую стоимость, нежели старинные иконы XIX века, выполненные в традициях ближе к современной иконописи.

Древние иконы, сохранившие хорошее состояние внешнего вида, не требующие реставрационных вмешательств, будут стоить намного выше. Огромное значение в формировании цены старинных икон играет и ее чудотворная сила, которая на протяжении многих веков помогает своим обладателям в разных жизненных ситуациях. Старинные иконы различаются по размеру и качеству письма. Особо популярными сюжетами этой категории святых икон являются писанные на дереве образы Вседержителя, Богородицы, Николая Угодника и Георгия Победоносца. В самом начале становления православной веры, эти образы были самыми почитаемыми на Руси. Даже самой далекой деревне, в каждой избе, иконы Спаса и Пресвятой Богородицы были неотъемлемым атрибутом. Чудотворная икона Николая Чудотворца, обычно была представлена даже в нескольких экземплярах – большого размера – в доме, поменьше в божнице и маленькая дорожная. Не последнее значение в стоимости старинных икон отводится имени мастера иконописца, технике и материалу, из которого она изготовлена.

Многие желающие продать старинную икону, интересуются, как оценить стоимость такой иконы. Реальную цену старинной иконы можно узнать, обратившись к искусствоведам-профессионалам. Среди большого количества экспертов иконописных работ точно определить реальную стоимость иконы могут только антиквары. Мы обладаем профессиональными знаниями не только в сфере искусства, но и точно знаем рыночную стоимость старинных икон.

Основные вопросы в оценке икон

  • Что можно определить по деревянной основе иконы?

    Самым лучшим деревом для живописи является липа, но иногда используется ель, ольха и кипарис. Доски делаются всегда из выдержанного сухого дерева и хорошо склеиваются столярным клеем. Сучки из досок вырезаются, иначе они все время дают осушку, а от этого на грунте появляются трещины. В места вырезанных сучков столярным клеем вклеиваются вставки. Делается это всегда с лицевой стороны и не глубже, чем на половину толщины доски. Чтобы грунт на доске держался более прочно, лицевая ее сторона отстругивается цинубелем (зубчатым рубанком). Тыльная сторона доски тоже чисто остругивается, и в нее врезаются дубовые шпонки. Они предохраняет доску от коробления.

    Для изготовления досок основы предпочитали мелкослойную древесину липу, южный тополь, иву. Использовали также, дуб, бук, кипарис, орех, иногда березу. Применение различной древесины для изготовления досок связано как с произрастанием тех или иных пород в различных климатических зонах, так и с местными традициями. Наиболее употребляемой породой при изготовлении досок в русской иконописи была липа, а в северных районах России довольно часто хвойные породы сосна, ель, лиственница, кедр.

  • Доски под живопись изготовляли специалисты по обработке дерева - древоделы, редко сами художники. Доски, сделанные неспециалистами, отличаются низким качеством обработки. Уже в XI-XII веках на Руси появляются иконы, высота которых иногда достигает двух метров и более. Размеры их обусловливались величиной церковных помещений.

    Доски вытесывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольную распиловку бревен на доски в России, вероятно, освоили только с XVII века. При археологических раскопках в Чернигове и Новгороде в культурном слое XI века были найдены пилы похожие на современную ножовку. Эти пилы применялись только для поперечного опиливания досок.

    Вообще, следы инструмента, оставленные при обработке доски, являются надежным признаком в определении времени создания иконы. Различные инструменты, использованные при изготовлении доски, оставляют свои, характерные следы. От топора остаются зарубки, от скобеля – лунообразные, а от рубанка – плоские борозды. При последующем обновлении икон тыльную их сторону могли неоднократно выравнивать и перетесывать. Поэтому судить об их первоначальной обработке по тыльной стороне нужно с осторожностью. Зато на обнаженных частях лицевой стороны доски, где левкас бывает местами утрачен, можно видеть первичную обработку поверхности. На примере обработки лицевой стороны иконы XI-XII веков с изображением Петра и Павла видно, что после обтесывания досок топором их протесывали вдоль волокон скобелем, а после соединения их в один щит лицевую сторону дополнительно протесывали в поперечном направлении, чтобы сгладить неровности по месту соединения досок.

  • Как определить, чем написана икона – маслом или темперой?

    Написанная маслом икона больше напоминает живописную картину. Она тщательно прописывалась – мазки, подмалевки, тени, полутени. Как правило, большая часть подокладных икон конца XIX – начала ХХ века написана маслом. Иконы, написанные темперой более схематичны, условны. Они более традиционны. Вся древнерусская живопись – это темперные краски. Как определить, на чем написана икона – на сусальном золоте или на потали? Специалист разберется быстро. Олифа, со временем темнеет, желтеет и т. д. Поталь имеет серебристый цвет. Сусальное золото – глубокий желтый. При потемневшей олифе и поталь, и сусальное золото приобретают примерно одинаковый цвет – темно желтый. Легко можно разобраться при проведении реставрационных работ - один мазок растворителем и все понятно. А без использования растворителя понять труднее.

  • Понятно, что икона с Серафимом Саровским не могла появиться ни в XVIII, ни в XIX веке, так как его канонизировали в начале XX. Очень часто возраст иконы можно определить по манере письма. Но это задача искусствоведов. Серебряные оклады часто имеют пробу и клеймо мастера, по которым можно определить, когда оклад был изготовлен. Однако нередки случаи, когда на чтимые иконы XVII – XVIII века делали оклад в XIX-XX веках.

    Большую роль играет даже не возраст иконы, а манера ее написания, сохранность, сюжет и т. д. Икона XX века, порой, стоит в десятки раз больше, чем икона XVII века,˜а помощь специалиста в определении объекта инвестиций должна быть решающей.

  • Определить сложно. Мы рассматриваем вариант - икона под окладом, необходимо понять, какая икона – подокладная или полнопрописанная. Обычно эксперты обращают внимание на соотношение – уровень живописи и уровень исполнения оклада. Однако это не всегда бывает действенным. Каждый эксперт может рассказать большое количество случаев - «думали подокладница – оказалось полнопрописанная» и наоборот.

Как самостоятельно оценить стоимость иконы? На этот вопрос есть только один ответ - реальную стоимость иконы можно узнать только у профессионалов. Выставить на форуме, спросить у знакомых, уточнить у работников музея - не лучший вариант. В большом количестве противоречивой информации можно запутаться и в лучшем случае вы получите оценку исторической ценности, но не рыночную оценку иконы. Оценка художественной либо исторической ценности и рыночная оценка старинных икон это совершенно разные виды оценки.

Оценка стоимости старинной иконы предполагает, что эксперт обладает профессиональными знаниями не только в сфере искусства, но и знает рыночную стоимость, которая определяется на основе спроса и предложения. Оценка иконы экспертом-антикваром будет наиболее реальной. Точная оценка старинных икон возможна только при её детальном рассмотрении в нашем салоне.

Оценить икону онлайн