г.Москва,
пер. Сивцев Вражек, 24/2
ст.метро Смоленская
Антикварикон
Скупка золота, антиквариата
дорого!
+7 (499)390-51-70
info@antikvarikon.ru

Янтарь - это окаменелая смола 50-миллионлетнего хвойного дерева, обычно сосны. Самый востребованный, золотой и полупрозрачный янтарь добывают на берегах Балтийского моря. Менее распространен белый или так называемый костный янтарь. Ещё реже встречается янтарь красного, фиолетового, зеленого и прозрачного желтого цветов.

Янтарь ценится наравне с драгоценными камнями, за его ясность и прозрачность. Однако включения в янтаре часто являются не менее интересными, чем сам камень. Поскольку янтарь начинался как жидкость, в нем застревали всевозможные предметы, от лишайников и сосновых игл до насекомых и даже рептилий. Сюжет книги, а затем и одноимённого фильма «Парк Юрского периода» основывались на предположении, что кровь динозавра может быть извлечена из комара, сохраненного в янтаре. И кто знает: этот кулон на вашей шее или браслет на запястье вполне может содержать ДНК велоцираптора!

В международных каталогах балтийский янтарь часто обозначается как сукцинит.

Янтарь характеризуется по степени прозрачности, связанной с неодинаковой концентрацией в его теле микроскопических пустот. По этому признаку янтарь может называться:

  • «прозрачный» — без пустот, высшего качества
  • «облачный» — полупрозрачный, с густотой полостей 600/мм2
  • «бастард» — непрозрачный, с густотой полостей 2500/мм2
  • «костяной» — непрозрачный, напоминающий по цвету слоновую кость, с густотой полостей 900 000/мм2
  • «пенистый» — непрозрачный, напоминающий внешне морскую пену, с разнообразными полостями от мельчайших до весьма крупных, в несколько миллиметров.

Чаще всего из янтаря делают бусины (иногда граненые) для ожерелий, а также кабошоны для колец. После полировки, янтарь не будет сиять, и светиться, как алмаз, рубин и другие самоцветы. Он будет играть тем, что часто называют «смолистым блеском». Важно знать, что пенистый янтарь является наиболее хрупким камнем, чем другие типы янтаря, поэтому его вообще не полируют.

Янтарь различают и по цвету: оттенков янтаря ничуть не меньше, чем цветов в спектре. Причиной такого разнообразия обычно становится присутствие в теле янтаря инородных минералов. Например, серный колчедан или водоросли придают янтарю зеленоватый оттенок. Некоторые минералы могут даже обеспечить янтарю особый серебристый отлив.

Согласно прочим характеристикам иногда выделяют «вскрышной янтарь» — залегает в пластах более поздних, чем типично несущий слой, образцы отличаются толстой коркой выветривания; «гнилой янтарь» — разновидность, являющаяся как бы переходной от сукцинита к геданиту (гедано-сукцинит), иногда «гнилым янтарём» ошибочно называют геданит; «незрелый янтарь» — иначе крантцит.

В янтаре нередко находят включения, так называемые «инклюзы» — членистоногие, прилипшие к капле смолы, перекрывались новыми порциями смолы, вследствие чего насекомое погибало в быстро застывавшей массе, что обеспечивало хорошую сохранность мельчайших деталей. Инклюзы размером более 10 мм позволяют отнести камень к драгоценным.

Самая большая проблема с янтарем для коллекционеров, как и со многими другими драгоценными камнями, - это огромное количество подделок на рынке. Один из самых распространенных заменителей янтаря - это копал, который похож на янтарь, поскольку он также является древесной смолой, за исключением того, что она не такая старая, что означает, что она станет липкой при интенсивном трении куском ткани. Настоящий янтарь, под воздействием трения начинает источать аромат.

Структура янтаря сложнее, чем копала, но это не значит, что она так же сложна, как у камня. Небольшие кусочки янтаря обычно нагревают и прессуют вместе с льняным маслом для создания амброида (иногда называемого «амбероидом»), который затем разрезают и полируют в более крупные кабошоны или бусины. Чтобы определить амброид, найдите длинные пузырьки воздуха, запертые в камне. Чтобы отличить янтарь от синтетических материалов, проткните его горячей иглой; настоящий янтарь будет курить, а заменители будут просто таять.

Янтарь был в ходу в виде украшений и в Древней Руси. Находили археологи его в Новгороде. На Рязанской земле была найдена мастерская по обработке янтаря с сырьём и соответствующими инструментами.

При археологических исследованиях Новгорода обнаружено большое количество кусков необработанного янтаря, изделий, заготовок и их обломков, всего не менее 7000 единиц. Это говорит о широком использовании янтаря в Новгороде. По мнению ряда исследователей, янтарь поступал в качестве сырья из Приднепровья и Прибалтики. Часть попавшего посредством торговли в Новгород янтаря шла как поделочный материал на нужды самих новгородцев, а часть шла на продажу в Среднюю Азию и на Восток.

Новгородские ремесленники подвергали янтарь механической и, возможно, термической обработке. Применяли следующие технологические операции: сортировка, раскройка, шлифование, полировка и сверление, огранка, гравировка. Предположение о производстве янтарного лака в Новгороде также подтверждают археологические данные.

Изделия, пользовавшиеся спросом показывает классификация находок из янтаря, например, Неревского раскопа датируемых серединой X — серединой XV вв.: бусины, кресты тельники, перстни, прочие изделия (пуговицы, серьги, кулоны).

Янтарные бусы — самые распространённые изделия этого периода. По форме различают:

  • круглые в продольном сечении (с середины X в. до середины XIV в.);
  • эллипсоидные уплощенные (начало второй четверти XIII в. до начала второй четверти XV в.);
  • бипирамидальные (третья четверть XIII в. до конца XIV в.);
  • призматические (с середины второй четверти XIII в. до середины XV в.).

По форме лопаток и срединной части крестов в плане, их можно разделить на следующие типы:

  • стилизованные или с клиновидными концами;
  • с прямоугольными концами (лопатками — с середины первой четверти XIV в. до середины XV в.);
  • с расширяющимися концами (два периода распространения: с конца второй четверти до начала четвёртой четверти XIII в. и с начала четвёртой четверти XIV в. до конца первой четверти XV в.);
  • срединно-выпуклые (с середины второй четверти XII в. до конца XIII в.).

Крайне редко мастера-янтарщики использовали имитационные операции для изменения цвета изделия, такие как «отпуск» и «осветление». Операцию «отжиг» они применяли в своей работе уже на рубеже X и XI вв., а «осветление» — с конца X века до конца первой четверти XIII в.